ПОЛОЖЕНИЕ о реферате
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, её глубокое изучение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определённую тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников». В реферате ученик раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
II. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ И ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТА
Обучающийся формулирует тему реферата под руководством учителя. Темы рефератов ежегодно утверждаются на заседаниях методических объединений и объявляются учащимися не менее чем за З месяца до сдачи работы. Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. В названии реферата следует определить чёткие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА
Структурно реферат должен содержать 4 основные части:
введение, основная часть, заключение, список литературы.
При наличии приложений информация о них должна содержаться в оглавлении. Приложения могут содержать документы, иллюстрации, таблицы, схемы, словарь используемых терминов и др.
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы, постановку целей и формулировку задач, которые автор ставил перед собой, а также краткий обзор изученной литературы, др. источников информации. Объём введения обычно составляет 2 – 3 страницы текста.
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. В основной части должно быть изложено собственное мнение учащегося по заявленной проблеме и сформулированы самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. При изложении основной части не должно быть отступлений от темы, факты должны быть научно достоверными. Ссылки на авторов, чьи мнения, информация использованы в реферате, обязательны.
В заключение реферата учащийся формулирует выводы по параграфам, обращает внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения не более 2 – 3 страниц текста.
Список использованной для написания реферата литературы помещается на последней странице. В него входят работы, используемые и цитируемые в реферате. В работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4 источников.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
- Объем реферата должен быть в пределах 15 – 25 страниц (формат А4).
- Текст печатается или пишется от руки на одной стороне листа. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета
- Реферат сдаётся со скреплёнными листами (брошюровка реферата левосторонняя) и обложкой, не нарушающей его эстетичности.
- Титульный лист является первой страницей реферата. На нём указываются: наименование ОУ, название и тема работы, сведения об авторе и руководителе, город и год выполнения работы. (Приложение 2)
- Нумерация страниц начинается после титульного листа. Номер страницы указывается арабскими цифрами внизу с правого края.
- Заголовки пунктов плана (оглавления) выделяются
- Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы.
- В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).
V. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ УЧАЩЕГОСЯ К НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА
Руководство подготовкой обучающегося к написанию и защите реферата возлагается на учителя-предметника. В обязанности руководителя по подготовке учащегося к написанию и защите реферата входят:
-
оказание помощи в выборе темы, составлении плана реферата;
-
разработка рекомендаций по подбору литературы, необходимой для написания реферата;
-
проведение индивидуальных консультаций обучающегося по подготовке реферата;
-
проверка чернового экземпляра реферата, подготовка замечаний и рекомендаций;
-
рецензирование окончательного текста реферата.
Руководитель (учитель) представляет письменную рецензию на реферат с оценкой проделанной обучающимся работы, которая учитывается при выставлении экзаменационной отметки по итогам защиты.
VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ
Обучающийся под руководством учителя формулирует тему реферата не менее чем за З месяца до сдачи работы В течение 1 месяца со дня объявления темы обучающийся представляет руководителю план будущей работы и список литературы для проверки и корректирования. Не менее чем за 1 месяц до сдачи работы учитель делает проверку черновых вариантов. Обучающийся обязан сдать окончательный текст реферата для рецензирования к установленному руководителем сроку (не позднее, чем за 2 недели до начала аттестационного периода) Члены экзаменационной комиссии имеют право ознакомиться с рефератом в течение оставшегося до защиты времени.
|