Советы логопеда:
Подготовительные упражнения для свистящих звуков:
«Лопатка». Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10 – 15 секунд.
«Спокойной ночи, язычок». Улыбнись, открой рот, положи язык внизу около нижних зубов свободно, расслаблено.
«Улыбка». Улыбнись, покажи зубы.
«Калиточка». Улыбнись, с напряжением обнажив зубы, разомкнутые на расстоянии 0,5 см.
«Кошечка сердится». Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
Подготовительные упражнения для шипящих звуков:
«Чашечка». Улыбнись, широко открой рот, высунь широкий язык и придай ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподними кончик языка)
«Чистые зубки». Улыбнись, открой рот, кончиком языка с внутренней стороны « почисти» верхние зубы из стороны в сторону.
«Вкусное варенье». Улыбнись, открой рот, широким языком в форме «чашечки» облизни верхнюю губу.
«Бублик». Вытяни губы вперед, слегка приоткрыв рот.
«Фокус». На кончик носа положи малюсенький кусочек бумажки, сделай «Чашечку» с наружи рта, с силой подуй на кончик языка так, чтобы сдуть предмет с носа.
Подготовительные упражнения для сонорных звуков:
[л]
«Иголочка». Открой рот, узкий язык высунь далеко вперед.
«Ковшик». Улыбнись, широко открой рот, высунь узкий язык, подними кончик языка кверху.
«Качели». Высунь узкий язычок, тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай.
«Маляр». Губы в улыбке, приоткрой рот, кончиком языка погладь («покрась») нёбо.
«Индюки болтают». Языком быстро двигай по верхней губе – «бл-бл-бл-бл…»
[р]
«Чашечка».
«Вкусное варенье».
«Лошадка». Изобрази языком, как скачут лошадки.
«Грибок». Присоси всю массу языка к твердому нёбу, опусти нижнюю челюсть.
«Гармошка». Присоси всю массу языка к твёрдому нёбу, открывай и закрывай рот (играй на гармошке), язык удерживай наверху.
«Барабан». Кончиком языка постукивай по твёрдому небу, при этом произнося звук «д».
«Фокус».
«Старушки – болтушки» - язык быстро делает движения взад-вперед, включается голос (бл-бл-бл).
Вибрация губ и языка, просунутого между губами.
Каждое упражнение необходимо выполнять 5-6 раз, позу удерживать под счёт до 5.
Перед тем как начать занятия познакомьте ребёнка с органами речи (верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, нижняя челюсть, кончик и спинка языка, твёрдое нёбо).
Уважаемые родители, помните, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными. Поощряйте каждое правильное выполнение задания, и будьте терпимы к его ошибкам. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите. Что ребёнок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.
Но тем не менее заниматься следует систематически, артикуляционную гимнастику выполнять ежедневно в течение 5-10 минут.
Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент-всё это повысит интерес ребёнка к занятиям, а значит, возрастёт и результативность.
Желаем успеха! |