Неделя математики:
Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным”. Б. Паскаль
Проведение недели математики преследует несколько целей, а именно: повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор, развить у учащихся интерес к занятиям математикой, углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни, показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
При составлении плана мероприятий учитывались возрастные и психологические особенности развития учащихся. В течение недели проводились разнообразные мероприятия: математические КВНы, конкурсы, викторины. Сальниковой О.В. и Юрковой О.В. был подготовлен конкурс кроссвордов, который был оформлен на стенде и размещен на школьном сайте. Сальникова О.В. провела в 7-ых классах «Интеллектуальную игру». Семиклассники заранее разбились на две команды. Сначала для обеих команд была проведена разминка, затем - эстафета, где учащиеся с трех попыток должны были отгадать какое-то математическое понятие. Также команды соревновались в решении ребусов, вспоминали сведения из истории математики. В заключение была проведена «Большая игра». Командам необходимо было выбрать верное продолжение выражения из предложенных 30 выражений в течение 5 минут. Все учащиеся принимали активное участие в конкурсах, болели за свою команду. Хохряковой Е.В. и Алиевой Л.В. в 8-х классах был проведен «Математический КВН». Мукминовой Л.Г. среди 5-х классов был проведен «Математический поезд», победителем стал 5 «б» класс. Творческий подход и желание провести мероприятия интересными позволили учителям нашего методического объединения справиться с теми целями, которые были поставлены, и провести мероприятия на высоком методическом уровне.
Общее положение Недели математики
Как выучить теорему?!
Математика - наука, которая изобилует всевозможными определениями, леммами, аксиомами, теоремами, утверждениями и ещё массой всевозможных форм, требующих точного запоминания, причём в приводимой в учебнике формулировке.
Особенно большие трудности вызывает заучивание теорем, причём помочь в этом никто другой не в состоянии: либо школьник выучил теорему и может её доказать,либо он её не знает и,соответственно, получает неудовлетворительную оценку. Даже готовые домашние работы и всевозможные решебники по геометрии не спасут. Что же делать, ведь теорему могут спросить в любой момент, так как решение задач по геометрии часто требует применения одной или нескольких теорем,независимо от того, когда эти теоремы были пройдены.То есть в ходе решения надо обязательно произнести хотя бы формулировку необходимой теоремы.
Решение тут одно-придётся учить! Причём, лучше всего именно учить, а не"зубрить", как многие это делают. Да вообше, если вы понимаете то, что учите, это гораздо эффективней и значительно лучше запоминается.
С чего же начать правильное запоминание теоремы?
Конечно же,с формулировки. Для начала внимательно её прочитайте. У каждой теоремы формулировку можно разделить на две части: условие теоремы и заключение теоремы. Условие-это то,что дано,какие-то точные данные,на основе которых мы и будем рассуждать. Заключение-это то,что нам необходимо доказать. Например, в теореме о вертикальных углах в очень короткой формулировке "Вертикальные углы равны", есть и условие,и заключение.
Условием здесь является фраза "вертикальные углы". Что мы можем узнать из этой фразы- что у нас есть два угла,образованные при пересечении двух прямых,причём стороны одного угла является дополнительными полупрямыми сторон второго угла. Нарисовали себе картинку? Заключением формулировки данной теоремы является слово "равны", т.е. нам надо доказать,что как бы мы ни нарисовали эти вертикальные углы,в любом случае они будут равны.
Следующий этап при изучении любой теоремы-рисунок или чертёж. Нарисуйте его обязательно,даже если теорема кажется вам лёгкой.
Во-первых,когда вы смотрите на рисунок,включается ваша зрительная память,и запоминание идёт в несколько раз быстрее.
Во-вторых,глядя на рисунок,легче выстроить последовательность доказательства. Итак, рисунок готов, а теперь, глядя на этот рисунок, а, ещё лучше, водя по нему карандашом, повторите формулировку несколько раз.
Для большинства школьников этого достаточно,чтобы выучить формулировку теоремы. Для некоторых,у которых наиболее развита моторная(тактильная,сенсорная)память,можно предложить записать формулировку на листе бумаги. Итак, половину дела вы сделали, ведь для решения большинства задач требуется знание и умение применять формулировку теоремы.
Но и умение доказывать её тоже еще никому не мешало.
Так что продолжим и приступим к изучению доказательства теоремы.
Для начала стоит наметить план, как мы можем от условия теоремы придти к её заключению, каким путём пойдем, и какие дополнительные данные нам могут понадобиться для доказательства этой теоремы. Например, уже упомянутая простейшая теорема о вертикальных углах доказывается на основании ранее изученной теоремы о смежных углах, т.е. надо просто обозначить все имеющиеся на рисунке углы, вспомнить формулировку предыдущей теоремы и составить необходимые равенства. Все, теорема доказана. Но бывают и более сложные случаи, когда при доказательстве теоремы требуется вспомнить несколько теорем, свойств и утверждений, причем, в нужно порядке.
Поэтому, чтобы запомнить доказательство теоремы и ничего не перепутать, запишите этот план, как список действий, а потом уже подробно разбирайте каждый из пунктов своего плана.
Если вы применяли при запоминании подобный метод, то на уроке вам останется вспомнить только формулировку теоремы и план доказательства, а все подробности доказательста, поверьте, вспомнятся автоматически, глядя на рисунок к теореме.
| |