Реализация муниципальной модели "Основная школа - пространство выбора"
2016-2017 уч.г.
Теперь мы настоящие мастера!
|
Вот и подошёл к концу учебный год, а значит можно обернуться назад и посмотреть на все результаты, которых мы смогли достичь за него. На потоке литературы в 6ом классе «Литература как творческая мастерская» в 4ой четверти, мы продолжали творить как настоящие мастера. В этой четверти мы примерили на себе роль журналистов, интервьюеров, художников, актёров, режиссёров, операторов и монтажёров. В начале четверти мы старались, как настоящие журналисты, придумать интересные вопросы, которые задавали герою произведения «Тринадцатый подвиг Геракла», а в середине четверти мы проводили настоящее интервью с героем «Легенды об Арионе», записанное на диктофон и видеокамеру. Позже, читая «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, мы старались воссоздать эпизоды его произведений, рисуя их. Девочки рисовали по кусочкам щит Ахилла, а мальчики рисовали моменты из путешествий Одиссея. Самым ярким событием для нас стала съёмка эпизода из новеллы «Маттео Фальконе». Нам была предоставлена полная свобода выбора эпизода, актёров. Съёмки проходили во время урока на улице. Нам было очень весело и интересно снимать эпизоды. Подводя итоги, можно сказать, что за год обучения на потоке литературы «Литература как творческая мастерская», мы попробовали на себе многие роли. Это было очень полезно и интересно.
Девочки 6В класса и учитель литературы Иванова П.С |
В фотообъективе литературы весна!
«Лишь на севере мы ценим весь восторг весны, — весенней неги не обменим на иные сны».
Эти поэтические строки В.Я.Брюсова в полной мере можно отнести и к теме одного из апрельских уроков курса «Литература через искусство фотографии», который прошел не совсем обычно. Ребята с фотоаппаратами вышли на улицу и искали подтверждения строчек поэтов 20 века – И.А.Бунина, О.Э.Мандельштама, Б.Л.Пастернака, А.Коринфского – в великолепии пробуждающейся природы. Пятиклассники фотографировали тонкую сетку узора из веток березы на фоне голубого весеннего неба, подтаявшие снежные сугробы с удивительными рисунками. Даже лужа возле школы с отражающимся в ней небом стала объектом фотографирования. Уже в классе ребята почитали стихи и показали свои фотографии. Урок зарядил всех теплым солнечным настроением. С нетерпением ждем лета!
Учитель литературы Э.А.Шевченко |
Итоговые круглые столы:
Отчетное выступление на круглом столе по литературе стало одним из самых теплых за весь год. Момент, когда ребята перестали стесняться друг друга и с интересом рассказывали о своих достижениях. Кроме того, на отчетном круглом столе ребята делились идеями, как можно улучшить работу потоков и какие бы новые потоки они хотели бы увидеть в следующем году. К сожалению, прошел последний круглый стол и у краткосрочных курсов. Ребята с интересом рассматривали результаты работы других курсов и задавали вопросы. На этом круглом столе больше всего отличились 6-е классы, которые с особым интересом представляли не только свой курс, но и защищали те кружки, куда они ходили в прошлой четверти. Можно сказать, что круглые столы за III четверть прошли успешно: ребята очень плодотворно работали всю четверть и с гордостью представляли результаты.
куратор Шевина Ксения Владимировна |
Немецкий язык и праздничная Германия
В этой четверти пятиклассники окунулись в потрясающую и необычную атмосферу рождественской Германии. Ребята познакомились с традициями и обычаями страны, погрузились в таинственный и чудесный мир немцев, читали иностранные стихи и пели песни, а также самостоятельно изготовили поздравительные открытки для своих друзей. Рождественские мелодии, яркий, пропитанный волшебством адкент-календарь, мерцающие гирлянды и, конечно же, немецкое застолье – все это не только восхищало учеников на школьных уроках, но и вдохновляло на новые победы в изучении иностранного языка.
Учитель немецкого языка Зубарева И. С. | |
Репортеры и
корреспонденты
В рамках предметно-поточного обучения наши шестиклассники окунулись в интересную и полную приключений журналистскую жизнь. В этой четверти ребята пробовали себя в качестве критиков, репортеров и юных корреспондентов. Наиболее интересными для учеников оказались произведения о Великой Отечественной Войне. Погрузившись в непростую атмосферу того времени, наши журналисты решили провести собственное расследование, узнать, насколько хорошо наши современники знают историю, и могут ли они блеснуть своими литературными знаниями. Вооружившись камерами и микрофонами, ребята отправились на улицы города. Проект получился очень необычным и познавательным, а также подарил ученикам массу эмоций.
Учитель немецкого языка Зубарева И. С | |
А у нас
карнаал
Незабываемо, ярко и весело прошел потоковый урок немецкого языка для наших пятиклассников. Ребята продолжают знакомиться с увлекательными традициями и обычаями Германии. Так, в этой четверти ученики стали участниками настоящего карнавального вечера. Красочные маски, разрисованные лица, немецкие прибаутки и песни, а также традиционное застолье со сладостями. Все это не только сблизило ребят со страной изучаемого языка, но и подарило массу эмоций и улыбок. Учитель немецкого языка Зубарева И. С
| |
Работа с фотографией на уроках литературы
В течение 2-ой четверти на уроках курса «Литература через искусство фотографии» пятиклассники не только читали и анализировали художественные произведения, но и делали фотографии. Так, работая по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», ребята делали сюжетные фотографии, превращаясь то в мальчика Алешу, то в его строгого учителя, то в жителей подземного города и его врагов – крыс. А на уроке, посвященном стихотворениям русских поэтов 19 века о зиме, пятиклассники, поделившись на группы, не только показали свое умение анализировать стихотворения, но и сделали живописные снимки, иллюстрирующие красоты родной зимней природы. Интересными получились фотографии узоров на стеклах.
Учитель литературы Э.А.Шевченко | |
Литература через искусство фотографии
С этого учебного года в рамках предметно-поточного обучения по литературе в 5-х классах ведется курс «Литература через искусство фотографии». На уроках, помимо чтения и изучения литературных произведений, пятиклассники делают фотографии литературных персонажей или снимают жанровое фото. На одном из последних уроков I четверти, посвященном творчеству А.С.Пушкина, ребята сделали несколько фото по стихотворению «Няне».
Учитель литературы Э.А.Шевченко | |
Литература через призму фотографии
Освоение художественного мира литературных произведений через призму фотографического искусства в 5-м классе продолжается. В феврале пятиклассники попытались увидеть в предметах, находящихся в обычном кабинете литературы, цвет и рисунок, пожалуй, самого известного уральского камня – малахита. К этой идее ребята пришли, читая сказы уральского писателя Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». И, как оказалось, было где разгуляться глазу фотографа: в фотообъектив попал и причудливый узор на листьях комнатных цветов, и темно-зеленого цвета обложка собрания сочинений Тургенева, и даже школьная доска. Выполняя эту работу, пятиклассники были удивлены тому, что в обычных предметах можно увидеть много интересного.
Учитель литературы Э.А.Шевченко | |
Творческая
литература
Третья четверть была самой длинной и самой продуктивной для учеников 6х классов, выбравших поток литература «Творческая мастерская». Ребята успели примерить на себя разные роли: 1. Кинокритик. Ученикам необходимо было написать отзыв-рецензию на фильм по мотивам повести-сказа Н. С. Лескова «Левша». 2. Дизайнер афиш. Ребята должны были создать такую афишу, которая, несомненно, привлечёт большое количество зрителей, тем более, что в качестве спектакля была выбрана замечательная феерия А. С. Грина «Алые паруса». 3. Журналист. Прочитав рассказ «Уроки французского», ребятам необходимо было написать мини-сочинение на тему «Значимый взрослый в моей жизни». 4. Актёры и режиссёры. . Воодушевившись рассказом «Уроки французского», ребята сняли небольшой ролик под названием «Уроки доброты», где показывали трудные ситуации в жизни, и как они могут решаться, благодаря доброте окружающих людей. Итогом стало участие ребят в викторине «Знатоки литературы».
Учитель литературы Иванова П.С. | |
Творим во всех направлениях искусства
Вторая четверть потока литературы «Литература как творческая мастерская» в шестых классах началась с создания двух образов героини произведения А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» - Лизы. Ребята разделились на мастерские дизайнеров, где создавали макет платьев барышни и крестьянки. Затем ребята пробовали себя в роли монтажёров, они должны были смонтировать слайд-фильм для стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучки». В следующем творческом задании ребята проявили себя как настоящие художники. Им было необходимо наиболее точно передать в рисунке внешний вид мальчиков из произведения И. С. Тургенева «Бежин луг». И последняя по счёту, но не по важности роль, которую примерили на себя ребята, актёры. Ребята разыгрывали эпизод из произведения «Бежин луг», когда мальчики ночью рассказывают страшные былички. Нам удалось создать атмосферу того вечера, было не только страшно, но и весело
. Учитель литературы Иванова П.С. |
|
Литература как творческая мастерская
В этом учебном году новоиспечённым шестиклассникам было предложено изучать литературу поточно-групповым методом. Одна из учениц 6Б класса, Кузьминых Дарья, хотела рассказать о выбранном ей потоке «Литература как творческая мастерская», о том, чем занимались и что научились делать на нём ученики. «На уроках литературы данного потока мы создавали замечательный журнал, которому придумали название «Алый парус». Каждый был занят в создании журнала по-своему: художники оформляли его обложку и трудились над иллюстрациями к стихотворению «Зимнее утро», журналисты писали статьи об А. С. Пушкине, редакторы выбирали лучшие сочинения о пословицах, главные редакторы придумывали названия разделов журналов. Я была в группе авторов, мы должны были придумать стихотворение на тему дружбы. Ещё мы готовили инсценировки басен И. А. Крылова. Было очень весело и интересно. А на последнем уроке мы попытались стать сценаристами и попробовали написать сценарий эпизода романа «Дубровский». Мне нравится такая разносторонняя работа, это не только занимательно, но и полезно!»
Учитель литературы Иванова П.С.
Кузьминых Дарья, | |
Предметы учебного плана предлагаются для выбора учащимся по видам деятельности школьников в процессе усвоения учебного материала, а уже на основании их выбора формируются группы временного состава. Виды деятельности имеют как предметную специфику (лабораторные работы, экскурсии, театральные представления и др.), так и надпредметную (исследовательская деятельность, проектирование, практические работы и др.).
Поточно-групповой метод организации учебного процесса на второй ступени обучения своей целью имеет поэтапное формирование у детей навыков работы в условиях выбора, что означает умение выбирать, умение отличать правильный для себя выбор от ошибочного, умение оперативно и обоснованно менять свой выбор, а самое главное — отвечать за этот выбор. Поэтому в 5–6-х классах необходимо так организовать образовательную деятельность, чтобы при ошибке ребенок не попал в необратимую ситуацию.
В случае неправильного или необоснованного выбора дети могут сменить группу, а предметное содержание при этом во всех группах равнозначно, отличие только в формах и методах работы на занятиях. В этом случае при смене группы ребенок приобретает опыт работы в ситуации неопределенности и по некоторым признакам, не всегда значимым для данного ребенка (возможен и ситуативный выбор), совершает свой выбор, за который по оговоренным заранее правилам в конце четверти представляет продукт деятельности.
Продукт – материальный или нематериальный результат практико- ориентированной деятельности обучающегося (обучающихся) в учебной группе. Кратковременные курсы (КК) по выбору представляют собой курсы по дополнительному образованию детей, главной целью которых является развитие навыков осознанного выбора. Под осознанным выбором здесь понимается способность к апробации различных видов деятельности через получение нового разнообразного опыта, то есть выбор как осознание своих интересов и потребностей.
В результате работы практико-ориентированных семинаров было условно выделено три направления формирования курсов по выбору для детей 5–7-х классов: — курсы, которые предлагают за определенное количество часов изготовить конкретный продукт, который можно использовать в реальной жизни ребенка. Примерами таких курсов могут быть: изготовление подзорной трубы, пошив карнавального костюма, создание собственного сайта в сети Интернет и т.?д.; — курсы, которые связаны с овладением детьми некоторыми практико-ориентированными технологиями: изготовление мыла в домашних условиях, салфеточный дизайн, макраме, бисероплетение и т.?д.; — курсы из сферы искусств. Речь идет о театре, танцах, пении и игре на музыкальных инструментах.
Поточно-групповой метод обучения (ПГМО) – организация учебных занятий в параллели, при котором изучение одного или нескольких предметов проводится в учебных группах со сменным составом обучающихся из разных классов. ПГМО успешно применяется в более чем 50 школах Перми, которые уже четвертый год работают в рамках муниципальной модели «Основная школа — пространство выбора». На потоки в разных образовательных учреждениях делятся такие предметы, как история, литература, обществознание, биология, иностранный язык, математика, природоведение, физкультура и другие. Школьники получают право по собственному выбору изучать тот или иной предмет не в рамках своего привычного класса, а вместе с группой «по интересам», при этом у них регулярно появляется возможность эту группу сменить. Как показывает опыт школ, работающих по этому принципу, мотивация детей к изучению предметов в рамках ПГМО заметно повышается, что, в свою очередь, сказывается и на учебных результатах. В нашей школе деление по потокам проходит в 5-х(иностранный язык и литература) и 6-х классах(литература). |
Специфика направлений и продукт деятельности.
Класс |
Предмет |
Деление параллели на учебные группы |
Кол-во классов |
Кол-во групп |
Условное название учебной группы |
Примерный перечень планируемых результатов |
5 |
Литература |
Литература и журналистика
(Гордеева Лариса Николаевна) |
- интервью с литературным героем
- репортаж о литературном событии
- путевые заметки
- блиц-опрос |
5 |
5 |
Литература и искусство фотографии
(Шевченко Эльвира Анатольевна) |
- фотография воссозданного интерьера из литературного произведения
- фотография воссозданного образа литературного героя
- фотография воссозданной ключевой сцены произведения |
Литература и театр
(Бакланова Елена Кирилловна)
|
- постановка басни/сказки
- инсценировка эпизода произведения
- создание декораций ключевой сцены произведения
- воссоздание костюма по прочитанному произведению |
Литература и занимательные головоломки
(Елькина Наталья Игоревна) |
- создание кроссвордов
- создание ребусов
- создание шарад, загадок
- создание синквейна |
Литература как творческая мастерская
(Зубарева Ирина Сергеевна) |
- макет костюма из литературного произведения
- макет интерьера литературного произведения
- литературный журнал
- собственное сочинение (сказка/басня) |
Класс |
Предмет |
Деление параллели на учебные группы |
Кол-во классов |
Кол-во групп |
Условное название учебной группы |
Примерный перечень планируемых результатов |
5 |
Иностранный язык |
Немецкий язык и страноведение
(Коростелева Надежда Ивановна) |
- создание карты города
- создание макета здания (готического)
- создание макета народного костюма
- создание словаря заимствованных слов |
5 |
10 |
Немецкий язык и журналистика
(Зубарева Ирина Сергеевна) |
- интервью
- репортаж о событии
- путевые заметки
- блиц-опрос |
Английский язык и спорт
(Галайко Татьяна Анатольевна) |
|
Английский язык и страноведение
(Бразгина Юлия Хатыповна) |
- создание карты города
- создание макета здания
- создание макета народного костюма
- создание словаря заимствованных слов |
Английский язык и викторины
(Семакина Екатерина Владимировна) |
- создание кроссвордов
- создание ребусов
- создание шарад, загадок
- создание синквейна |
Английский язык и журналистика
(Синицына Елена Анатольевна) |
- интервью
- репортаж о событии
- путевые заметки
- блиц-опрос |
Английский язык и кино
(Шевнина Ксения Владимировна)
|
- сценарий по сюжету
- раскадровка по сценарию
- съемка сцены по сюжету
- титры к эпизодам, к отснятому материалу
- озвучивание отнятого материала |
Класс |
Предмет |
Деление параллели
на учебные группы |
Кол-во клас
сов |
Кол-во групп |
Условное
название
учебной
группы |
Примерный
перечень
планируемых
результатов |
6 |
Литера
тура |
Литература и журналистика
(Зубарева Ирина Сергеевна) |
- интервью с
литературным героем
- репортаж о
литературном событии
- путевые заметки
- блиц-опрос |
3 |
3 |
Литература и кино
(Гордеева Лариса Николаевна) |
- сценарий
произведения
- раскадровка сказки/басни
- съемка сцены из
произведения (сказки/басни)
- титры к эпизодам, к отснятому материалу |
Литература как творческая мастерская
(Иванова Полина Сергеевна) |
- макет костюма из
литературного
произведения
- макет интерьера
литературного
произведения
- литературный журнал
- собственное
сочинение (сказка/басня) | |
Список педагогов |
№ |
ФИО |
специализация |
1 |
Бакланова Елена Кирилловна |
учитель русского языка и литературы |
3 |
Елькина Наталья Игоревна |
учитель русского языка и литературы |
2 |
Иванова Полина Сергеевна |
учитель русского языка и литературы |
4 |
Гордеева Лариса Николаевна |
учитель русского языка и литературы |
5 |
Шевченко Эльвира Анатольевна |
учитель русского языка и литературы |
6 |
Бразгина Юлия Хатыповна |
Учитель английского языка |
7 |
Галайко Татьяна Анатольевна |
Учитель немецкого и английского языка |
8 |
Коростелева Надежда Ивановна |
Учитель немецкого языка |
9 |
Шевнина Ксения Владимировна |
Учитель английского языка |
10 |
Зубарева Ирина Сергеевна |
Учитель немецкого языка |
11 |
Синицына Елена Анатольевна |
Учитель немецкого и английского языка |
12 |
Семакина Екатерина Владимировна |
Учитель английского языка | | |
Краткосрочные курсы:
Одна из форм организации внеурочной деятельности учащихся основной школы – это проведение краткосрочных курсов, которые могут иметь различное предназначение: быть нацеленными и на расширение или углубление предметных знаний, и на коррекцию знаний, и на развитие познавательного интереса. В рамках таких курсов предполагается создание на занятиях условий, отличных от традиционных, форм и методов работы, т.е. учащиеся не просто что-то выучат, а освоят определенные универсальные (метапредметные) действия. Курсы должны быть включены в учебный план школы в количестве не менее 32 ч. в течение учебного года и предлагаться учащимся на выбор. Продолжительность одного курса может быть от 6 до 16 ч. Учитывая выше перечисленные особенности, в учебный план нашей школы в рамках проекта «Основная школа – пространство выбора» включены краткосрочные курсы по выбору для учащихся 5 - 6 классов:
Курсы для 5-х кл.:
-«Мыло своими руками» (Жолобова Т.А.),
-«Математические головоломки» (Сальникова О.В.),
-«Языковой портфель» (Синицына Е.А),
-«Растения Прикамья» (Глухова Е.А),
-«Оригами и театр» (Болотова Н.Н),
-«С этикетом на «ты» (Коростелева Н.И),
-«Танец и Я» (Турдаков Ю.В.),
-«Химия для любознательных» (Емельянова В.В) |
Курсы для 6-х кл.:
-«Мыло своими руками» (Жолобова Т.А.),
-«Математические головоломки» (Сальникова О.В.),
-«Языковой портфель» (Синицына Е.А),
-«Растения Прикамья» (Глухова Е.А),
-«Оригами и театр» (Болотова Н.Н),
-«С этикетом на «ты» (Коростелева Н.И),
-«В гостях Виндзоров» (Галайко Т.А) |
Тьюторское сопровождение: 5-6 классы Шевнина Ксения Владимировна
Координаторы: 5 кл – Иванова П.С. 6 кл – Сальникова О.В.
|
Курсы проводятся раз в неделю (для 5-х классов во вторник, 8-й урок 1-й смены; для 6-х классов во вторник, 6-й урок 1-й смены ). Если ребенок занимается в это время в других секциях, необходимо предоставить тьютору справку о посещении учебного заведения.
куратор Шевина Ксения Владимировна |
|
|
|
Основная школа - пространство выбора
городской семинар
|
Мода на чтение у пятиклассников
27 января 2017г. для учащихся 5 классов был проведен интеллектуальный турнир "Читать – это модно". Он проводился для ребят, которые изучают литературу по потокам: "Литература и фотография", "Литература и театр", "Литература и кино", "Литература и ребусы", "Литература и журналистика". В турнире приняли участие четыре команды с необычными названиями: "Царевна-лягушка", "Заколдованное место"," Крестьянские дети", "Бородино". Названия соответствовали произведениям, изученным в первом полугодии. Ребятам задавались вопросы по курсу литературы 5 класса. Они проверяли знания о героях произведений, вопросы теории литературы. Интересны для ребят были задания "Сказочная десяточка" и "Сказочные перевертыши", вопросы типа " Что?", "Где?", "Когда?" Турнир прошел интересно! Значит - читать книги по-прежнему модно! 1 место - команда "Царевна-лягушка"-учитель Шевченко Э.А, 2 место - команда "Бородино" - учитель Елькина Н.И.
3 место -команда - "Крестьянские дети" - учитель Бакланова Е.К. 4 место - команда " Заколдованное место" - учитель Зубарева И.С. Состав жюри: Иванова П.С., Чиркова З.С., Шевнина К.В..
Координатор НОУ Е.К. Бакланова |
Круглые столы -завершающее мерприятие по итогам 2 четверти
В конце 2 четверти в нашей школе прошли круглые столы по литературе у 5-х и 6-х классов. Это завершающее мероприятие ММОШ по итогам II четверти. Ребята с разных потоков рассказывали о том, как проходила их работа на уроках, делились впечатлениями от выбранных курсов и с интересом наблюдали за своими одноклассниками из других групп. Группа «Литература и театр» показала настоящее театральное представление. Группа «Литература и журналистика» продемонстрировала свои видео опросы, интервью и иллюстрированные журналы. Группа «Литература и фото» тоже преуспела в работе с постановкой басни и запечатлела эти моменты на камеру. Группа «Литература и ребусы» показала, что гуманитарный предмет можно изучать с помощью логических задач. В конце круглого стола ребята пришли к выводу, что все группы по-своему интересные, а некоторые ребята отметили, что теперь хотели бы попробовать себя и в другом потоке. А буквально через несколько дней прошло завершающее мероприятие по краткосрочным курсам, на котором ребята смогли продемонстрировать то, чем они занимались в течение всей четверти.
куратор программы Шевина К.В. |
Готовимся к написанию
путевого очерка
На уроках литературы ребята постигают секреты мастерства журналиста, учатся ориентироваться в информационном пространстве, представляют себя редакторами собственных изданий. В ходе уроков учащиеся определяют тему или идею текста, составляют простой и подробный план, создают связные высказывания, оценивают чужую и свою речь, спорят, аргументируют свои высказывания, в интересной и увлекательной форме развивают своё творческое мышление, воображение, приобретают навыки устной и письменной речи через знакомство и изучение основ профессии журналиста. На одном из уроков ребята готовились к написанию путевого очерка, оформляли собственные материалы для творческого сборника.
Учитель литературы Гордеева Л.Н. |
Учимся сами переводить
стихи
Во второй четверти ребята познакомились с еще одной интересной частью Великобритании – Шотландией. Ребята не просто узнали страноведческие факты об этой стране, но также познакомились и с литературной жизнью Шотландии. На уроках мы читали замечательные стихотворения великого шотландского поэта Роберта Бернса, ребята узнали основы художественного перевода и попытались сами перевести стихотворение My heart's in the Highlands на русский язык.
Куратор программы Шевина К.В |
На курсе «Английский язык и журналистика»
На курсе «Английский язык и журналистика» очень увлекательно и интересно! Мы работаем над различными творческими, развивающими проектами. Мы узнали много об этикете, как правильно вести диалог и грамотно задавать вопросы! Наш учитель, Синицына Елена Анатольевна, помогала нам и объясняла новые темы. Наша группа занималась проектом «Двенадцать добрых дел в канун Рождества»! У кого-то из ребят их получилось намного больше! С помощью этой работы мы отлично подготовимся к Новому году и Рождеству! Порадуем родителей добрыми делами и поступками! Мы очень любим английский язык!
Кривоносова Ирина, Джалилова Аня,
Теплоухова Виктория ученицы 5 кл. |
| |